Таланты и поклонники

Таланты и поклонники

Мальчика, признанного учителями малоспособным к наукам тугодумом, шутливо утешал его дядюшка: "Не всем же учеными быть. Кому-то нужно и сапоги шить". Эта история стала хрестоматийной не потому, что дядя высказал оригинальную мысль.
А потому, что звали "бедного" мальчика Альберт Эйнштейн. Средние способности, отнюдь не блестящие успехи в школе и университете, скромное место службы -начало биографии многих выдающихся людей. Говорят, так задумано природой: она не торопит гениев проявлять себя, дает им время на серьезную внутреннюю работу. Если так, она оказывает им и еще одну любезность -как можно дольше бережет таланты от поклонников.
Речь идет о талантливых руководителях, профессионалах высокого класса, лидерах в своей области, изобретателях и авторах оригинальных идей. Те, кто знал их раньше, обычно говорят: "Кто бы мог подумать!" Фразу "Они шли к этому с самого начала" я, например, слышу гораздо реже. Куда же подевались отличники, любимцы учителей, образцовые студенты и многообещающие молодые специалисты? К моменту раздачи главных жизненных наград их ряды явно редеют.
Они вовсе не обманывали своих поклонников - учителей, знакомых, родителей и коллег. В большинстве своем они действительно были способнее, трудолюбивее и целеустремленнее многих. Но поклонники, сами того не желая, оказали им плохую услугу. Высокие оценки, щедро раздаваемые в начале жизненного пути, создают много дополнительных трудностей, с которыми не всем удается справиться. Неизменный успех расслабляет. Если в двадцать пять лет ты всегда и во всем была первой, кажется, что ситуация уже не может измениться. Возникает ощущение, что все остальные где-то далеко позади. Но вот ближе к тридцати "отстающие" вдруг делают рывок, а ты к рывку оказываешься не готова.
Страх неудач тем сильнее, чем меньше их в жизни было. Этот страх велит отказаться от риска и держаться за место, на котором вероятность провала минимальная. Мальчик, которого все хвалят за успехи в математике, может не решиться серьезно заняться рисованием. И так и не узнает, что обладает талантом живописца. То же самое нередко происходит и со взрослыми мальчиками и девочками.
По мнению американского психотерапевта Эрика Берна, как раз в момент поражения легче всего отличить победителя от проигравшего. Первый говорит: "В другой раз я поступлю иначе". Второй впадает в панику и клянет судьбу. И у баловня судьбы больше шансов оказаться пораженцем, парализованным неудачей и не способным извлечь из нее урок.
Те, кого окружение зачислило в ряды "многообещающих", боятся не только явного провала, но и малейшего намека на него. Я не раз видела, как хорошие журналисты тратят уйму времени и сил, добиваясь, чтобы их каждая следующая статья была не хуже предыдущей. Что просто нереально. Между тем как те, от кого не ждут ничего стоящего, вдруг приносят потрясающие материалы - вызывая восторг коллег и вдохновляясь на новые подвиги. Они привыкли спокойно относиться к тому, что свершения не следуют одно за другим. И в результате часто становились лидерами. А многообещающие - хорошими рядовыми.
Убежденные поклонниками в своей избранности, таланты не любят отвлекаться. Они стараются честно делать свое дело, а мимо них проплывают приключения, события, интересные люди и занимательные факты. Это самая высокая цена, которую они платят. Ведь они обедняют свою жизнь, лишают ее красок...
Для женщин ранний успех еще опаснее, чем для представителей сильного пола. Если юношей и молодых мужчин могут хвалить за авантюризм, оригинальность мышления, смелость, решительность, то в нас скорее оценят исполнительность, аккуратность, пунктуальность, ответственность. Срывая аплодисменты именно за эти таланты, мы стараемся их развивать - нередко в ущерб решительности, смелости, оригинальности мышления, авантюризму. Но никак не проявлять себя как можно дольше - не выход из положения. Да, среди добившихся успеха много бывших двоечников. Но это не значит, что все двоечники добиваются успеха. Скромный или неудачный старт совсем не обязательно означает блистательный финиш. Тем более для женщины. Мужчина может начать восхождение к вершинам успеха, дойдя до середины жизни. И женщина могла бы. Если бы в середине жизни ей не приходилось активно реализовывать себя в семье. Так что времени лучше не терять - ни школьного, ни институтского, ни предназначенного для начала карьеры.
Но, используя свои таланты на полную мощь, стоит надежно защититься от поклонников. Пусть их высокие оценки вдохновляют нас, но не руководят нами и не превращаются в единственное мерило нашего успеха.
Я заметила, что те, кто сумел правильно выстроить отношения с поклонниками своих талантов, обычно пользуются одними и теми же приемами. Хотя сами над этим, пожалуй, не задумываются.
"Я все могу" - даже не фраза, а позиция. Марина,- разумеется, не делает подобных заявлений, но ее позиция подразумевается. Она знает четыре языка, и ее считают талантливым переводчиком. При этом Марина полагает, что могла бы преуспеть и как деловая леди, и как преподаватель, и как журналист. Возможно, она ошибается, но у нее столько задора, неожиданных идей и фантастических планов, что ее уверенность в себе не воспринимается как самомнение и не вызывает раздражения. При этом никому не приходит в голову нахваливать ее. Любой комплимент выглядел бы довольно бледно на фоне ее высокого представления о своих способностях и возможностях. Не замечаем мы и Ма-рининых неудач. А если бы и заметили, то ведь каждому ясно - для нее это пустяки, явление временное.
Женя вот уже несколько лет успешно работает на радио. Когда я поздравляю ее с очередной замечательной передачей, она, как правило, говорит: "Это не самая удачная", уже одной этой фразой демонстрируя свой потенциал и высокую требовательность к себе. Как и Марина, она страхует себя от преувеличенных похвал и одновременно от критики. Она дает понять, что и то и другое способна обеспечить себе сама.
"Не тянет" - столь жесткую оценку и Марина, и Женя могут дать коллеге. Скорее всего, их мнение справедливо уже потому, что они прекрасно понимают: при случае им ответят тем же. Но, по-видимому, их это не пугает.
"Это удивительный человек", - то и дело восклицает Лера, одна из самых одаренных художников, с которыми мне доводилось встречаться. У нее потрясающее чутье на таланты, и она восхищается ими, даже когда речь идет о соперниках. Лера просто не питает страсти к борьбе за утверждение своего превосходства. Не это составляет смысл ее жизни. Ей нравится быть среди первых, но вовсе не хочется стоять на вершине одной.
"А все восторги, оказывается, не ко мне относились", - смеясь, рассказывала Лера о том, как на выставке один известный искусствовед превозносил до небес ее творчество. Особое восхищение вызвала у него картина, название которой он никак не мог вспомнить. И только через полчаса выяснилось, что речь шла о чужой работе.
Женя тоже хохотала от души, когда рассказывала, как однажды, работая в прямом эфире, перепутала название музыкальной композиции и, уверенная в своей правоте, язвительно спорила с радиослушателями.
На самом деле девушки вряд ли веселятся, оказываясь в подобных ситуациях, но о своих разочарованиях и промахах они всегда вспоминают с юмором. И что очень важно, с той же иронией они относятся и к моментам торжества. Несколько лет назад Марина выиграла конкурс на лучшего переводчика среди студентов, проводившийся преподавателями из Италии. Большинство участников изучали язык в течение трех-пяти лет, а Марина - меньше года. Это был невероятный успех. Но в ее интерпретации все выглядело следующим образом: "Всю ночь я провела в обнимку со словарем. Утром черты лица не прочитывались, пришлось рисовать их заново - и самыми яркими красками. Члены жюри просто плакали от умиления: я напоминала им венецианскую маску. Победила ностальгия!" Я встречала людей, которые смеялись над своими неудачами и преисполнялись необыкновенной важности, если речь заходила об их победах. И других, которые иронизировали над своими достижениями и впадали в уныние, вспоминая даже мелкие проколы. Первые не умели справляться со своим тщеславием, вторые страдали от заниженной самооценки. Несмотря на все природные способности, и то и другое может серьезно помешать самореализации. А чувство юмора выручает в любом случае - и на гребне успеха, и в глубоких водах всяческих напастей.
Но однажды наступает настоящая черная полоса. И ты, такая талантливая, обласканная вниманием знакомых, родителей и коллег, вдруг понимаешь, что уже утратила свои позиции.В момент поражения легче всего отличить победителя от проигравшего. Первый говорит: "В другой раз я оступлю иначе". Второй впадает в панику и клянет судьбу.
На работе или в родном доме тебе небрежно говорят: "Что-то тебя не узнать, последнее время ты только разочаровываешь". Или тебя хвалят по-прежнему, но ты уже не получаешь удовольствия ни от похвал, ни от дела, которым занимаешься. Или чувствуешь, что безумно устала от этой гонки, от необходимости постоянно доказывать свое первенство.
Как с этим бороться? Отдельные приемы вряд ли помогут. Нужны радикальные меры и кардинальные перемены, например...
Обмануть ожидания Поступить не в тот институт, который, как все пророчат, ждет тебя с первого класса. Перейти на другую работу, оставив ту, где преуспела. Отказаться от повышения или от участия в новом проекте, каким бы лестным ни было предложение. Сделать ставку не на кропотливый труд, который раньше всегда приводил тебя к успеху, а на рискованное и неожиданное решение. Это не самоцель и не демонстрация своеволия. Просто пора приняться зато, что давно хотелось сделать, но не хватало решимости. Только потом не надо оправдываться, будто все было продумано и рассчитано, и благоприятный исход теперь гарантирован. Это здорово, если хоть на короткое время в глазах окружающих ты станешь авантюристкой - бесстрашной, независимой, свободной от чужих мнений. Стань такой ненадолго и в своих глазах! Ты не обязана постоянно оправдывать ожидания - ни чужие, ни свои собственные.
Выступить в роли новичка
Для этого не обязательно переходить на другую работу. Попробуй научиться водить машину, освоить компьютер, сшить вечернее платье или выучить еще один иностранный язык. Не бойся потратить время на то, без чего вполне могла бы обойтись.
Хорошо взяться за дело, к которому до сих пор у тебя не наблюдалось никаких способностей. В твоей ситуации выступить в роли неспособного ученика - очень ценный опыт. А если к тому же ты справишься с начинанием, смело делай простой вывод: талантов у тебя гораздо больше, чем ты думала. Да и вообще, в них ли дело? Было бы желание.
Будь с лидером
Те, кто всегда выступает под номером один, иногда сторонятся себе подобных. К вниманию поклонников привыкаешь так же быстро, как отвыкаешь от конкурентов. Попробуй найти такую же образцово-показательную в глазах окружающих личность, какой являешься сама. И сойдись поближе с подругой "по несчастью". Кем она окажется? Соперницей, провоцирующей на штурм новых высот? Или близким человеком, с которым можно поделиться своими опасениями в полной уверенности, что тебя правильно поймут? А может, и ты поможешь ей, выслушав ее исповедь?
Впрочем, это не столь важно - в любом случае такое знакомство полезно. Уже тем, что избавит тебя от страха перед конкуренцией: ты убедишься, что у человека далеко не бездарного проблем с талантами не меньше, чем у тебя. Только не превращайся в поклонницу. Не восклицай завистливо или восхищенно: "У тебя потрясающие способности! У тебя все получается! Ты впереди всех! Тебе повезло!" Ты же знаешь, как тяжело с этим справляться. Так будь великодушна! Ю. Ященко
Автор: admins
Читайте больше:

23.01.2009 14:03 | 
Мурзик
Это было круто! Спасибо
Ответить
23.01.2009 14:03 | 
солнце
Полезно. воспользовалась чтобы помочь подруге.
Ответить
прочитано: 2423 раз
комментариев: 2
КОММЕНТИРОВАТЬ
Имя:
Email:
Текст сообщения: *
Код:   Введите код на картинке: * :
Поля обозначенные * обязательны для заполнения!
Статьи добавить
Если Вы хотите разместить свою статью, пожалуйста, зарегистрируйтесь, после чего войдите в личный кабинет и добавьте статью

Если Вам понравилась статья, проголосуйте за нее
Есть ли у Вас сайт?
  Результаты
Выбирай дом в альпийском стиле дом в стиле шале