Мои встречи с ведьмами
Просто несколько строк о моих личных встречах с ведьмами.
Первая встреча. 1968 год. Байкал. Небольшая деревушка <Листвянка>. Я
приехал к знакомому егерю, Саше Бурмистеру. А у него горе, наколол недавно
пятку, нога распухла, аж багровая. Местный врач настаивает на ампутации,
утверждает, что гангрена поразила ногу до колена и может вызвать летальный исход
- общее отравление организма. Приводит в качестве примера исторический факт с
отцом В.Маяковского, умершего от гангрены руки.
Саша ноги лишаться не хочет и по совету местных старушек я везу его на лодке на
остров <Ольхон>, где живет ведьма, скромно именуемая среди населения
<шептуньей>.
Приплыли, прошли в ее хату, где ничего не напоминает сказки про бабу Ягу. Чистая
сельская изба, портрет Пушкина на стене, половики, свежий воздух, русская печь.
Хозяйка тоже обычная: худенькая женщина неопределенного возраста. Очень черные
волосы. Длинные, чуть ли не до пояса. Распущенные и перехваченные у затылка
аптекарской резинкой.
Прошли в комнату, женщина осмотрела ногу, поцокала языком, ушла в сарай. Через
некоторое время вернулась, поставила на плиту котелок, набросала туда травы,
каких-то кореньев, дала воде вскипеть и сняла котелок. А Саше говорит:
- Вон, видишь в полу в доске дырка от сучка выпавшего. Ну-ка встань на эту дырку
пяткой.
Он встал с трудом, я его за руку поддерживаю. Стоит. А женщина ходит вокруг и
что-то шепчет, не разобрать. Что-то, вроде: <уходи немогуха в дыру, уходи агнь в
холоду, в дыру провались:>.
Так минут десять ходила и бормотала. А потом уложила его на свою кровать и дала
испить из котелка. Весь заставила выпить, больше литра. И мне говорит:
- Он сейчас заснет и спать будет сутки.
Я ее спрашиваю:
- А вы где будете?
- У меня за занавеской вторая кровать есть. А ты, хочешь здесь побудь, в сарае
поспишь, а хочешь - езжай, завтра приедешь.
Ну я в сарае расположился.
Утром зашел в хату, Саня еще спит. Погулял по деревне, с мужиками поболтал,
пивка с ними выпил с хариусом вяленым. Пришел обратно. Саша уже проснулся. И
нога - как новенькая. Нет, конечно, отек еще имеется и краснота, но видно, что
пошла на поправку.
Поблагодарили женщину, хотели ей денег дать - отказалась. Не положено, говорит,
за это деньги брать. Вы лучше продуктов каких пришлите.
Поплыли на лодке домой. Через три дня совсем нога зажила. И Саша отвез этой
женщине мешок муки и ящик тушенки.
Вторая встреча. Саяны. Я работаю в геологической экспедиции. И совершенно
замучил меня радикулит. Спина и раньше часто побаливала, как-то отлеживался. А
тут вступило - не разогнуться. Даже спать больно.
Повезли меня в ближайшую деревню, где живут тофалары. Маленькое такое лесное
племя охотников, единственное в мире. Их на Земле всего человек пятьсот
осталось. И вот ихняя шаманка за десять пачек сигарет и две бутылки спирта стала
меня лечить. Она накрошила в деревянную лохань свежесрезанные ветки кедра и
пихты, сняла штаны (там женщины в штанах ходят) и написала в эту лохань. А потом
принесла крутой кипяток в ведре и залила. Выждала минут двадцать, попробовала
пальцем воду и заставила меня сунуть туда ноги. Лохань глубокая, вода почти до
колен поднялась, а вода очень горячая, с трудом терпел.
И пока я терпел, она взяла свой бубен и на своем древнем языке начала орать,
напевать, выкрикивать слова всякие, складно так. И до тех пор, пока вода не
остыла. А потом сказала обтереть ноги досуха и полежать немного на спине, прямо
на траве.
Когда я сидел в этой лохани, я немного одурел. От воды и настоя хвои жар по
всему телу идет, запах такой сочный, сильный. Да еще бабка эта орет под ухом.
Полусонное у меня было состояние. И когда лег на спину, так томно стало,
спокойно, что я заснул. А когда проснулся, уже темнеть начало. Я два часа
проспал. Встаю, трогаю спину осторожно. А что там трогать - нет радикулита,
никаких следов.
И вот с тех пор прошло почти тридцать лет, а у меня ни разу не было болей в
спине. Даже, когда простужался.
Третья встреча. Живу в городе, работаю репортером в молодежной газете.
Навалилась новая напасть - аллергия. На цветы, на кошек, на тополиный пух.
Посоветовали одну колдунью. Городскую. Пошел. Бабка, как бабка. Старая, пухлая,
глаза живые, хитрые. Попросила фотку и деньги, где-то в эквиваленте пяти
долларов. Дал естественно.
В ту ночь спал тяжело. Такое ощущение, будто кто-то из меня всю душу высасывает.
А проснуться не могу. Утром встал совершенно изможденный, но сыпь, красные
отечные пятна с кожи исчезли. Исчезла аллергия.
Впрочем, эта история кончилась плохо. Через три месяца вновь навалилась болезнь,
с удвоенной силой. Пришлось ложиться в больницу. Что-то бабка не до конца
довела. Может, и сам виноват, надо было еще пару раз к ней сходить.
Все эти встречи связаны с медицинской практикой ведьм. Так уж сложилось. Но они
навели меня на мысль, которая получила подтверждение. Баба Яга действительно
сует детей в печь. На лопате.
В староверческом селе Бор на берегу Нижней Тунгуски я встретился с этим древним
способом лечения. Протапливают русскую печь, выгребают угли и на деревянной
лопате ссаживают туда младенца или ребенка постарше. Панацея от многих болезней.
Так и говорят: <Пропечь малыша> или <Выпечь болезнь>.
И еще с одним старинным <рецептом> пришлось столкнуться в селе Курейка на реке
Курейка, что недалеко от Игарки. (Там, кстати, отбывал ссылку Сталин). Если
рождается дебил, идиот какой-нибудь, то его носят к местной ведьме(обычно с
двух-трех лет). А она сажает мальчика мошонкой в горячую кашу на некоторое
время. Носят два-три раза в неделю в течении месяца. И мальчик, когда вырастает,
не может иметь потомства. Именно способность к продолжению рода исчезает, а не
способность к половому акту. Никакой импотенции, хотя ведьмы и это умеют
(читайте в соответствующей главе).
Связи с этим я подумал, что чрезмерное увлечение памперсами может привести к
аналогичному итогу. Природа не зря вынесла мужские гениталии наружу.
В.Круковер