Logo
Татьяна Пельтцер - "старуха" с мужским характером

Татьяна Пельтцер

 "старуха" с мужским характером



Актрису Татьяну Пельтцер никто не помнит молодой. Даже в театрах, в
которых она работала, ее называли "бабушкой", "бабкой", "старухой". Но при этом
актриса была всеобщей любимицей, хотя и отличалась непростым характером. За свою
язвительность она унаследовала славу Фаины Раневской, обладавшей великолепным
чувством юмора. Славу Татьяне Пельтцер принес знаменитый спектакль "Свадьба с
приданым", удостоенный Сталинской премии, пишет газета "Моя семья". В 1953 году
спектакль экранизировали. В спектакле она сыграла пьющую старуху, Лукерью
Похлебкину. Еще долгое время после этого зрители писали ей письма с советами,
как избавиться от злополучного порока.


Комедию "Иван Бровкин" снимали в глубинке, в одной из деревень Ярославской
области. В селе старушки полюбили Пельтцер, принимали ее за свою. А она могла
сражаться в преферанс ночи напролет, при этом жутко не любила проигрывать.
Александр Абдулов вспоминает о том, что однажды Пельтцер проиграла ему в карты
девять копеек и ворчала по этому поводу целый месяц.


После выхода на экраны этого фильма Пельтцер присвоили звание
заслуженной артистки. Посыпались предложения от режиссеров. Правда, роли
предлагали однотипные: простая русская женщина или комическая старуха.


Первым мужем Пельтцер стал немецкий коммунист и философ Ганс Тейблер,
который увез ее в Германию. Этот брак длился четыре года. Будучи замужем, она
влюбилась в советского инженера, стажировавшегося в Германии. Скрыть роман было
невозможно. Муж добился высылки жены обратно в СССР. Пельтцер вернулась в
Москву.


Она пошла работать в театр им. Моссовета, из которого ее скоро выгнали за
профнепрегодность. В 1940 году ее пригласили в новый Московский театр миниатюр.
Пельтцер вышла на сцену в замечательной компании Рины Зеленой, Марии Мироновй и
Александра Менакера. Тогда-то она, до этого игравшая Джульетту, перешла на
бытовые роли - управдом, соседка, баба с корзинкой:


В середине 60-ых Плучек пригласил в театр молодого, никому неизвестного
режиссера Марка Захарова. Когда Захаров объяснил труппе замысел своего спектакля
"Доходное место", в зале раздался громкий голос Татьяны Пельтцер: "Ну что это
такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру:"


Но спектакль у Захарова получился гениальный, и Пельтцер с удовольствием
работала с ним до конца своих дней. Конец 60-ых - начало 70-ых стал для Татьяны
Пельтцер победным временем. В театре она играла множество больших ролей. Зрители
были от нее в восторге, но мало кто знал, что она путалась и не могла сказать ни
слова, если ее партнер забывал или не так произносил хотя бы одну реплику.


В 1972-м она стала народной артисткой СССР - первой за 48 лет
существования театра Сатиры. В 73 года она как будто начала новую жизнь. Захаров
поставил в театре сатиры пять спектаклей - и все с Пельтцер в главной роли. С
его уходом в Ленком актрисе стало чего-то недоставать. Между ней и Плучеком
начались размолвки.


И вот на одной из репетиций разразился страшный скандал с применением
ненормативной лексики. После этого Пельтцер навсегда ушла из театра, в котором
проработала 30 лет. В 73 года для такого поступка нужен особый характер, а у нее
он был. В Ленкоме она играла мало, а в молодежном театре не нашлось достойных
ролей.


И в 85 лет Пельтцер делала все вопреки рекомендациям врачей: курила, пили
крепчайший кофе, все время бегала. У нее был очень крепкий сон. Одна из ее
подруг вспоминает, что однажды в открытое окно гостиничного номера влетел голубь
и уселся на голову спящей Татьяны Пельтцер, а она даже не проснулась.


В последние годы жизни Пельтцер стала терять память. Огромный скандал
тогда вызвала маленькая заметка в прессе о том, что Пельтцер попала в
психиатрическую больницу. Причем не в элитную, а в простую, районную.
Душевнобольные враждебно приняли актрису и жестоко ее избили. После этого театр
приложил, наконец, усилия, и ее перевели в хорошую клинику.


После она снова вернулась в театр, но это уже был совершенно другой
человек. Ее выводили на сцену в "Поминальной молитве", но роль была почти без
слов. Татьяна Ивановна не помнила текста, путала реплики. Но зрителям не важно
было, что она говорит. Они очень радовались, когда видели ее на сцене.


Потом, в возрасте 88 лет она снова оказалась в больнице. За ней
недоглядели, она упала и сломала шейку бедра. В этом возрасте травма оказалась
для актрисы фатальной:


Похоронили Татьяну Ивановну на Новодевичьем кладбище. Татьяну Пельтцер
по-прежнему помнят и любят за все, что она сделал в искусстве и жизни.
 


https://www.femina.com.ua/page2/storys402.html
Перепечатка материалов сайта - только с активной ссылкой на www.femina.com.ua ©2002-2018 Разработка сайта Лаймнет