Барселона

Барселона

Я очень люблю утро...
В Барселону мы прилетели рано утром. Барселона... город Гауди и Дали, город широких улиц и велосипедистов, едущих по специально отведенным для них дорогам; город роскошных памятников и упомрачительных цен, город солнца и ... попугаев.
Когда-то в Барселону прибыл груз из какой.то южноамериканской страны с запрещенными для вывоза птицами. Хозяева, опасаясь полиции, которая должна была неожиданно нагрянуть, выпустили их. Попугаи прижились, им понравилась новая еда - семена шишек (и я знаю, что еще?), понравился новый строительный материал - сосновые иголки, из которых сделаны их много-многоквартирные гнезда (они живут колониями). Эти гнезда достраиваются и достраиваются, весят, как рассказал нам садовник Королевского парка, много десятков килограммов,иногда до тонны, под их весом многие из высоких мачтовых сосен угрожающе наклоняются. Поэтому гнезда время от времени снимают, но попугаи не очень отчаиваются.
Со свистом они проносятся над головами прохожих, сверкая на солнце зеленым оперением, их резкие крики можно услышать в любом конце города, они доносились даже через открытые окна нашей гостиницы.

Утро следующего дня, благостное и прохладное. Мы завтракаем - пьем кофе с булочкой на террасе маленького кафе, иначе говоря, просто на тротуаре. За соседним столиком сидит заросший тип, похожий на бомжа, в удивительно крепких на вид башмаках, скроенных, казалось, из одного цельного куска кожи, сплошного и без швов. Над нами, как две зеленых молнии, с противным криком промелькивают два попугая. Я восторженно вскрикиваю. Бомж достает откуда-то из своих котомок маленького полуголого птенца, завернутого в бумажную салфетку и показывает мне. Я уже сижу рядом на корточках и рассматриваю птенца, похоже, он выпал из гнезда. Фернандо очень недовольно ворчит.
Когда мы собрались уходить, бомж "попросил" сигарету тоном, в котором было что угодно кроме просьбы. За развлечение надо платить.

Sagrada Familia, Священное Семейство. Собор, который недостроил Гауди. Нелепая смерть - погибнуть переходя улицу, когда его, погруженного в мысли, сбил трамвай.
Остались чертежи. В каких измерениях, в каких чертежах можно передать эти невероятные формы, эту ассиметричную гармонию!
Где и каких надо было найти мастеров, которые сумели понять и смогли передать, воплотить его немыслимые фантазии, смогли чувствовать и видеть так как он...
Собор строится на пожертвованные деньги. Строится уже около 100 лет. Капнули деньги - положили камень. Еще один. Поэтому одни башни и куски стен потемнели от непогоды и времени, другие светлеют на фоне неба благородным гранитом. Один архитектор виртуально воссоздал и завершил мечту Гауди. Сейчас на панно рядом со строящимся собором - собор законченный, собор будущего. Вопреки прогнозам, кстати, его планируют закончить в 2020 году.

Кружева из камня и кружева из кованного железа. Ошеломляющее сочетание материала и невероятного мастерства. Дом Pedrera Гауди - одно из таких сочетаний. Его невозможно описать, как невозможно, например, перевести на другие языки поэзию Марины Цветаевой. Дом похож на живое существо. Волнистые стены напоминают колыхание водорослей, изгибы змей. Разной величины и формы окна без прямых углов своими мягкой формы проемами похожи на глаза. Они улыбаются или удивленно глядят на тебя из-за зарослей лилий, других растений, которых не видела на земле ни одна живая душа. Дымовые трубы каминов на крыше - террасе - это воины в длинных плащах, ниспадающих до земли, дымоходы, похожие на сказочных богатырей в надвинутых на лицо шеломах. Многие дымоходы выложены осколками бутылочных стекол.

Парк Güell. Он огромен. Он занимает много гектаров. Застройка не закончена - у семейства Güell закончились деньги.
Лестницы, площадки, галлереи... У входа в парк - каскад, вытекающий откуда-то сверху, из зарослей и в зарослях пропадающий. Вдоль него вытянулась и греется на солнце огромная, выложенная крупными кусками веселых цветов глазурованных плиток, разбитых тарелок, ящерица, которую барселонцы с упорством именуют драконом. Дракон блестит и переливается на солнце, сфотографироваться около него практически невозможно, разве что повезет поймать момент и высунуть голову из толпы таких как ты.
...Холл - темный и загадочный. Ребристые своды , суживаясь, теряются вверху. Оттуда свисает что.то - люстра?- которая наоборот, суживается книзу , отражаясь в круглом зеркале на полу и почти касаясь его.
Крыша дома - это терраса, весь периметр которой волнисто окаймлен скамейкой, у которой нет ни начала ни конца. Она тоже выложена кусочками плитки, битой посуды (говорят, один из друзей Гауди специально разбил свой сервиз для мозаики). На первый взгляд скамейка довольно топорной работы, но стоит усесться на нее, и тебя охватывает блаженство - скамейка обнимает тебя, удобно подкладывается под поясницу, поддерживает плечи...
С террасы можно пройти в галлереи. Они устроены под обрывистой каменной стеной. Камни со склонов незаметно переходят в камни колонн, поддерживающих свод, свисают как сталактиты... Колонны искривлены в разных напралениях, камни уложены так, что не видно цемента. В одном месте - это чешуя дракона, в другом - стволы диковинных деревьев, напоминающих пальмы. Еще дальше - настоящее живое дерево, вырвавшееся из галлереи наружу,наклонившееся над обрывом. С его старой мощной кроны свисают большие стручки, похожие на акациевые, они сладкие и очень вкусные. Говорят, лошади их любят больше чем овес. Дереву около 100 лет или 120. Его ствол и корни напоминают психоделическую скульптуру. В начале галлереи - табличка, на которой написано, что что сам Гауди запретил рубить дерево, вписал его в свою архитектуру.


Едем в Фигерес, где находится музей Дали, бывший театр. Почти полтора часа поездом. Жара, солнце слепит. Музей находим довольно быстро. Это красное здание, крыша которого украшена большими вертикально стоящими яйцами - символ жизни. Еще на подходе видим подпись Дали - в витрине магазина. Ее ни с какой другой не спутаешь. Она везде - на сувенирах, на стеклах окон...
Дворик музея. Похожий на широкий и глубокий колодец. Свет заливает его сверху и сбоку, так что освещены большие обнаженные человеческие фигуры струящихся, льющихся форм в каждом оконном проеме. Они сделаны из металла, цветом напоминающего старое золото. Их головы похожи на капли. И все тело похоже на застывшую каплю - работы Дали. Все это - на фоне темнозеленого плюща, заплевшего стены снизу и до самого верху.
Другую стену занимает гигантское панно его же работы.
...Кровать в виде огромной раковины на огромных птичьих лапах-ножках. На потолке - две пары огромных босых ступней, которые продолжают два тела, теряющиеся в облаках. У одного - огромные усы, у другого - кудри. Дали и Гала.
...Диван в форме красных губ, камин - две ноздри. Две картины - озера, заросшие кустарником - глаза. Сначала видишь только диван, камин, картины. Но когда поднимаешься по узкой лестнице на маленькую площадку под аркой из волос, видишь через уменьшающую линзу лицо Галы.
...Картины на стенах корридоров, картины... Конечно, их не так много - остальные - в других музеях.
Дали описать нельзя. Его нельзя комментировать. Только смотреть. Как из энергичной кляксы туши вырисовывается человеческая фигура. Тугая спираль - так дети рисуют дым - превращается в круп лошади, фигуру всадника. Дали - это Гауди на полотне - говорит Фернандо. Это - стихия. Это больше, чем стихия, это - космос.
Эксцентричный усатый ребенок, творивший дивные картины и украшения и еще много - много удивительного. Без памяти влюбившийся в расчетливую женщину.
Мне жаль Дали.

Мотсеррат. Я увидела его еще из самолета, с высоты около 8 тысяч м. С этой высоты мало что может впечатлить, но это было (я еще не знала, что это было) нечто потрясающее - огромное плато в виде прямоугольного стола, поставленного на другой "стол", побольше ... "Скатерть" этого стола спадала отвесно вниз. Какой же крутизны должны быть эти скалы! Невозможно было даже представить, как это выглядит вблизи. Оказалось, это был Монтсеррат.
Наверх мы поднимались специальным поездом, который вместо двух рельс ехал по трем - специальная дорога для горных склонов, где третья , центральная рельса сцепляется с колесами по принципу застежки . "молнии". Дорога так и называется: "Молния". Потом - подвесным вагончиком, фуникулером до монастыря. Монастырь, как и гора, называется "Монтсеррат", закрытая гора.
В годы режима Франко здесь укрывались интеллектуалы и активисты. Здесь хранятся духовные сокровища Каталунии, здесь же находится статуя темнокожей девы Монтсеррат - La Moreneta - покровительницы Каталунии.

Когда мы вышли из вагончика около монастыря, над нами еще громоздились горы. Падала кепка с головы, когда ты пытался рассмотреть вершины. Впрочем, это не были горы - это были люди, огромные, застывшие. Ясно видна морда зверя, покоящаяся на сложенных лапах. Беременная женщина. Зад человека, наклонившегося над другой стороной горы. Хребет гигантской ящерицы, ползущей вниз. И лица, лица, профили... Великаны, то ли заколдованные кеи-то, то ли живущие в своем времени, не сравнимым с нашим, скоротечным.
Склоны даже вблизи оказались такими отвесными, что воображение отказывалось "видеть" кого-то падающего вниз, даже врага.
Не бывает таких гор, не бывает! Я сплю и мне они снятся. Или у меня бред.
Странно, но горы испускают дружелюбие и покой. Такой покой! Так легко на душе....
Меня никогда не волновало, что будет со мной потом, когда я уйду - в каком краю закопают или развеют мой прах.
Но если бы была возможность выбрать, единственное место, где я хотела бы остаться навсегда - это Монтсеррат. И я знаю, что если бы кто-то из моих любимых людей однажды смог оказаться там, я бы явилась ему то ли видением, то ли птицей, то ли каким-то особенным ветром или туманом...

...Снова Барселона. Один из центральных бульваров - Рамбла . С обеих сторон - палатки, где продают цветы, диких голубей, попугаев, белок, хомяков, карликовых кроликов... Скульптуры женщины - стрекозы, трубочнста, индуса... Приблизившись, видишь перевернутую шляпу с мелочью. Оказывается, это раскрашенные живые люди, бросишь монетку - и статуя охивет...

Мы присели на ступеньках перекурить. Тут же, на Рамбле. Рядом сидел еще кто-то. Оказалось, еще один бродяга. У этого в клеточке сидел мышонок. Бродяга вытащил его, что-то сказал, перекрестил и посадил обратно.
Фернандо покатывался от хохота : "Их к тебе как магнитом тянет!"....

И еще одно из очарований Барселоны:
В ботсаду я увидела растения из Канарских островов, которые походили на червяков с венчиками, похожими на цветы. Это не были цветы, это было все растение. Их колония казалась марсианами, в них было что-то переворачивающее воображение... Я не выдержалв, и под камерами слежения, при самом строгом контроле украла отросток этого чуда. В общем-то законопослушный человек, я не смогла устоять, это было сильнее меня.
Через год томительного ожидания и тихой мольбы: "Вырасти, не погибни, я так тебя люблю!"... в нашем влажном климате вырасло растение...похожее на капусту.

Ольга Кара


Автор: admins
прочитано: 4175 раз
комментариев: 0
КОММЕНТИРОВАТЬ
Имя:
Email:
Текст сообщения: *
Код:   Введите код на картинке: * :
Поля обозначенные * обязательны для заполнения!
Статьи добавить

Если Вы хотите разместить свою статью, пожалуйста, зарегистрируйтесь, после чего войдите в личный кабинет и добавьте статью

Если Вам понравилась статья, проголосуйте за нее

Как вы относитесь к телевидению?
  Результаты