РУДОЛЬФ НУРЕЕВ: бог танца и порока
"Нет в мире другого такого танцора, который бы оказал столько влияния на
историю, развитие и восприятие балета, как Рудольф Нуриев. Он изменил взгляды
людей. Мальчик из маленького уральского городка стал виновником перемен в целом
искусстве", - так начинает свою биографическую статью о Нуриеве танцевальный
критик и биограф мастера Джон Персивал.
Кто же он такой, этот Нуриев? Для одних - гений танца, для других - предатель
родины, для третьих... Даже фамилию знаменитого танцора пишут по-разному: то
Нуриев, то Нуреев.
С фамилией еще можно разобраться: если верить прессе, сам танцор разночтения
объясняет тем, что по паспорту и другим документам он значится Нуреевым, но во
всем мире его фамилию пишут и знают как Нуриев. А с остальным? Но обо всем по
порядку.
РОЖДЕННЫЙ В ДВИЖЕНИИ
Официальной датой рождения Рудольфа Нуриева принято считать 17 января 1938 года.
Поскольку Рудольф должен был родиться несколько позже, то в тот день мать
танцора Фарида с дочерьми ехала на поезде к своему мужу Хамету, служившему
комиссаром в Сибири. Нуриев так и родился в поезде, неподалеку от озера Байкал.
Вскоре после рождения сына Хамета Нуреева - простого татарского крестьянина,
сумевшего воспользоваться переменами, которые произошли в стране после
Октябрьской революции 1917 года и в итоге дослужившегося до чина майора -
переводят в Москву. Но в 1941 году, после нападения на Советский Союз Германии,
семья эвакуируется в Уфу, где и проходят детские годы Нуриева.
Как вспоминал танцор позднее, зимы в Уфе были такими долгими и холодными, что у
него замерзали сопли на носу. Время было очень тяжелое: шла война с Германией,
основной пищей для будущего танцора был вареный картофель, а когда пришла пора
идти в школу, то идти оказалось не в чем - пришлось надевать пальто одной из
сестер. Однако в Уфе был хороший оперный театр, в свое время там дебютировал сам
Шаляпин.
В канун нового 1945 года, мать Нуриева Фарида, всего с одним билетом на руках,
провела всех четырех детей на балет "Журавлиная песня" в котором главную партию
исполняла башкирская балерина Зайтуна Насретдинова. Тогда-то юный Рудольф Нуриев
и решает стать танцором.
Свое желание Нуриев начал исполнять в кружке народного танца местного Дворца
Пионеров. Способности мальчика не остались незамеченными - Рудольфа рекомендуют
в ученики к солистке балета Анне Удальцовой, которая, вместе с подругой Еленой
Вайтович, убеждает Нуриева в необходимости развивать свой талант в Ленинграде, в
одной из лучших балетных школ в мире.
ПРЫЖОК К СВОБОДЕ
Прежде чем оказаться в городе революции, Нуриев, которому тогда было 15 лет,
танцует во втором составе Уфимского оперного театра. В один прекрасный день он
выезжает с театром на 10-дневные гастроли в Москву, где находит время, чтобы
попроситься на просмотр в Школу балета Большого театра. Ему дают место, но, в
последний момент Рудольф решает испытать судьбу и пробует осуществить мечту:
поступить в Ленинградское хореографическое училище. На последние деньги покупает
билет до Ленинграда и оказывается зачисленным со словами: "Вас ждет или
блестящее будущее или большое разочарование. Второе более вероятно.
Разочарования не последовало: в 1958 году, после окончания училища, Нуриева
берут солистом в один из основных балетных театров страны - театр им. Кирова (в
настоящее время ему возвращено название Мариинский театр).
За последующие три года работы в театре им. Кирова Нуриев исполнил 14 партий,
включая главные в балетах "Дон Кихот", "Жизель", "Лебединое озеро", "Баядерка",
"Спящая красавица". Своим исполнительским мастерством, пронизанным особой
страстью, и собственным нестандартным прочтением каждой партии он завоевывает
сердца многочисленны поклонников. У Нуриева даже образуется свой клуб
поклонников, которые не пропускают ни одного выступления артиста.
В 1961 году труппа театра им.Кирова отправляется на свои первые заграничные
гастроли. Нуриев едет с театром. Однако обратно в СССР театр едет без Нуриева -
танцор просит политического убежища на Западе.
Считается, что решение Нуриева не возвращаться в Союз - во многом заслуга КГБ. В
Париже танцор вместо покорного высиживания вечеров в гостинице и организованного
посещения достопримечательностей на экскурсионном автобусе в сопровождении
сотрудников органов, дни и ночи пропадал со своими новыми парижскими знакомыми в
ресторанчиках и кафе. Нуриева решили наказать: когда труппа собралась в
парижском аэропорту для перелета в Лондон, Нуриеву вручили билет до Москвы,
объяснив это необходимостью танцевать на правительственном приеме в Кремле.
Вот как описывает Нуриев свои переживания той минуты: "Я почувствовал, как кровь
отхлынула от моего лица. Танцевать в Кремле, как же... Я знал, что это повлечет:
я навсегда лишусь заграничных поездок и звания солиста. Меня предадут полному
забвению. Мне просто хотелось покончить с собой".
Чтобы остаться на Западе, нужно было любым способом попасть в руки французской
полиции. Это было не так-то легко - за Нуриевым был приставлен персональный
опекун из КГБ. Но Нуриев сумел вырваться из-под присмотра и совершить немыслимое
па в сторону своих новых французских друзей, которые, узнав о намерении Рудольфа
остаться, привели двух полицейских. Позднее этот прыжок западные репортеры
назовут "прыжком к свободе", а у себя на родине выдающегося танцора приговорят к
7 годам лагерей заочно.
ДРУГАЯ ЖИЗНЬ
Нуриева сразу приняли на западной сцене. В феврале 1962 года он подписывает
контракт с Лондонским королевским балетом и солирует в нем вместе с партнершей
Марго Фонтейн вплоть до 1970 года. А в 1977 году, когда Королевский балет искал
нового директора, Нуриев рассматривался как один из основных кандидатов, но
артист отказался от должности - он хотел продолжать танцевать. Впрочем, через
шесть лет - в 1986 году - Нуриев занимает пост руководителя парижской
Гранд-опера и руководит ей в течении шести лет.
Его популярность была огромна: однажды Нуриев в течении недели дал интервью двум
журналам - Time и Newsweek. Оба издания рассчитывали напечатать эксклюзивные
материалы и не подозревали о подвохе, а Нуриев просто не мог отказать ни одному
из них. В итоге его интервью разошлись общим тиражом в 10 млн. экземпляров.
Величайший талант на сцене сочетался с ужасным характером в жизни. Выдающийся
российский танцор Игорь Моисеев рассказывал, что ему так и не удалось развить
отношения с Нуриевым - они разругались в первый вечер знакомства, по дороге из
дома в ресторан, где собирались поужинать.
Другой неприятной чертой Нуриева была выраженная скупость. За выступления мастер
запрашивал баснословные гонорары и при этом никогда не носил карманных денег:
везде, и в ресторанах и в магазинах за него платили друзья. При этом Нуриев мог
спускать десятки тысяч долларов на покупку сомнительных предметов искусства и
антиквариат. Его парижская квартира была буквально забита такими вещами,
особенно нравились танцору живопись и скульптура с обнаженными мужскими телами.
Отдельной страстью были дома и квартиры: в Париже, в Нью-Йорке, в Лондоне..., у
Нуриева был даже свой собственный остров в Средиземном море. Состояние Нуриева
оценивалось в 80 млн. дол.
ДРУГАЯ ЛЮБОВЬ
В своей книге "Рудольф Нуреев на сцене и в жизни" Диана Солуэй пишет: "Рудольф
долгое время не признавал себя гомосексуалом. Со временем он стал обращаться за
сексуальным удовлетворением только к мужчинам. "С женщинами надо так тяжко
трудиться, и это меня не очень удовлетворяет, - говорил он спустя годы Виолетт
Верди. - А с мужчинами все очень быстро. Большое удовольствие".
Он никогда не скрывал своей ориентации и заявлял о ней сравнительно открыто, но
при этом очень умело уходя он открытых вопросов прессы. "Знать, что такое
заниматься любовью, будучи мужчиной и женщиной, - это особое знание", - одна из
излюбленных загадочных фраз Нуриева.
Едва ли не первая и, по мнению многих биографов, главная любовь Нуриева, которую
он пронес через всю жизнь, был датский танцор Эрик Брун, с которым Рудольф
познакомился в Копенгагене. Их роман длился до 1986 года, когда Брун умер от
СПИДа.
Незадолго до этого - в ноябре 1984 года Нуриев сам сдал анализ на ВИЧ, который
оказался положительным. При этом, по мнению врачей, танцор был болен уже как
минимум четыре года. С ВИЧ инфекцией великий танцор прожил более 10 лет и умер 6
января 1993 года.
Рудольф Нуриев похоронен на кладбище Сен-Женевьев де Буа в пригороде Парижа.
Текст: Славка Бухаров
Источник: РОЛ