Первая Леди по-советски

29.03.2007 00:00

Перед важным событием мужчина прежде всего думает о том, что сказать, женщина — что надеть. Однако не все женщины придают такое значение своему внешнему виду. Даже если судьба бросает их на самые вершины мировой истории, где сам статус является залогом пристального внимания народных масс.
Именно эта метаморфоза случилась почти со всеми женами советских лидеров, начиная с верной подруги вождя мирового пролетариата Надежды Крупской. Были дела куда поважнее, чем выбор костюма и шляпки. И, надевая напоминавший котелок головной убор, бедная Надежда Константиновна наверняка не задумывалась, как он нелеп. Особенно на фоне изысканной шляпы Инессы Арманд. И только с появлением Раисы Горбачевой на государственном олимпе случилась реальная перестройка внешнего вида российских первых леди. Во всяком случае определение «леди» перестало диссонировать со скромным образом жены российского лидера. А кто же в советской стране воплощал образ леди, мы попросили рассказать известного историка моды, автора 15 книг о российской моде Александра ВАСИЛЬЕВА.

НАДЕЖДА КРУПСКАЯ, жена Председателя Совета народных комиссаров Владимира Ленина, была абсолютно, как говорят сегодня, антигламурна. Одевалась так плохо, что на ее пальто, например, могло быть пришито четыре разные пуговицы.
ЭТАЛОН СТИЛЯ — ИНЕССА АРМАНД. Дочка французского оперного певца и оперной певицы Инесса была образованной музыкантшей и обладала изысканным вкусом. Благодаря этому в юности пользовалась сумасшедшим успехом и удачно вышла замуж за Александра, сына купца первой гильдии и владельца текстильного торгового дома «Евгений Арманд с сыновьями». Средства позволяли ей одеваться в том числе и у модных портных в Париже, где в 1909 году любительница прелестных шляпок и познакомилась с Лениным. Завороженный женскими чарами матери пятерых детей вождь пролетариата не смог скрыть к ней своей симпатии. В итоге Ленин, Крупская и «товарищ Инесса» в пригороде Парижа открыли знаменитую партийную школу. Оттуда элегантная Инесса отправилась в Петербург с поддельным паспортом «пани Янкевич» сеять идеи марксизма.

НАДЕЖДА АЛЛИЛУЕВА — жена генерального секретаря ЦК ВКП(б) Иосифа Сталина — выходила в свет редко. Надо заметить, что элегантность в эпоху Сталина считалась формой антисоветского предательства. Тех, кто одевался по последней моде, могли запросто обвинить в шпионаже. Одеяния советских дам отличались большой степенью закрытости. Декольте не было в почете — его часто затягивали муслиновыми вставками, как это делала, например, актриса МХАТа Алла Тарасова. Как говорил Сталин, женщина не должна отвлекать мужчин от строительства коммунизма.

ЭТАЛОН СТИЛЯ — ВЕРА ДАВЫДОВА, ведущее сопрано Большого театра, трижды лауреат Сталинской премии. Когда она появлялась в длинном черном бархатном платье, от нее невозможно было отвести глаз. Давыдова долгие годы была фавориткой вождя и задавала стиль в одежде творческой и партийной элиты РСФСР. У нее были конкурентки, тоже певицы Большого — Валерия Барсова и Наталья Шпиллер (между прочим, немецкая баронесса даже позировала в шляпках работы шляпного ателье ЦУМа).


НИНА ХРУЩЕВА — жена Первого секретаря ЦК КПСС — на редкость отвечала веяниям той советской эпохи. Она больше походила на колхозницу, имела крупные формы и одевалась невероятно безвкусно. Она была похожа на миллион простых русских женщин. И если внутри страны такая узнаваемость была оправданна, то во время ее исторического визита вместе с мужем в Америку произвела скорее шокирующий эффект. Рядом с элегантной Жаклин Кеннеди, которую, кстати, одевал американский модельер русского происхождения Олег Кассини (Ловский), Нина Хрущева выглядела ее тетей из провинции.

ЭТАЛОН СТИЛЯ — ЕКАТЕРИНА ФУРЦЕВА. Член Политбюро ЦК КПСС была на редкость миловидной женщиной с прекрасной фигурой, но довольно консервативной. Ее традиционные наряды — белые блузки, синие юбки и английские костюмы из джерси — надолго стали внешним эталоном советской женщины. Когда Фурцева увидела Майю Плисецкую в балетной тунике по эскизу Бориса Мессерера на сцене Большого театра, она сделала балерине замечание: «Кармен была рабоче-крестьянского происхождения, а вы ноги поднимаете. Все же видно!»

ВИКТОРИЯ БРЕЖНЕВА, жена генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича, в выборе нарядов была вполне гармонична. Хотя ее привычный ансамбль был довольно уныл. А ее поездки с мужем в Индию и во Францию в истории остались незамеченными. Виктория Петровна занималась в основном домашним хозяйством и стать полноценной первой леди ей было не суждено. Как и двум последующим женам советских генсеков — Татьяне Андроповой и Анне Черненко, — чьи мужья в кремлевских кабинетах задержались ненадолго.

ЭТАЛОН СТИЛЯ — ЛЮДМИЛА СЕНЧИНА. Блондинка с идеальной фигурой. Наш официальный ответ Катрин Денев из «Шербурских зонтиков», а также западной сексуальной революции. Снявшись обнаженной в фильме «Вооружен и очень опасен», Сенчина стала первым секс-символом СССР.



ЭТАЛОН СТИЛЯ — ЛЮДМИЛА ЗЫКИНА. Одной из законодательниц стиля в эпоху застоя считалась певица Людмила Зыкина. Она старалась одеваться по последней моде. Следовала ведущим западным тенденциям — носила английские трикотажные костюмы и прическу «хала». Не забывала и о народных традициях — ввела в моду оренбургский пуховый платок. Имела большую коллекцию старинных бриллиантов. Я помню ее за рулем новеньких «Жигулей» в красном трикотажном костюме — это смотрелось шикарно!
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Жена Николая II императрица Александра Федоровна так и осталась недостижимым эталоном стиля и элегантности супруги российского правителя. Пожалуй, она единственная имела прекрасные манеры и одевалась с безупречным вкусом в Париже у Ворта, в Петербурге в Доме моды Бризак и в Москве в Доме моды Надежды Петровны Ламановой на Тверском бульваре. Любила носить жемчужные бусы, которые тускнели у нее на теле, и для их возрождения возила с собой крестьянку, спавшую в ее жемчугах.
Гламур по-советски
Сталин отправил всех жен хранить очаг. В новоявленной стране советов термин «первая леди» отсутствовал напрочь. Леди и прочие барышни остались в прошлой и зарубежной жизни. В СССР появились соратницы и боевые подруги. К тому же преемницы Крупской на посту хозяйки Кремля в политической жизни страны участия не принимали. С приходом Сталина, которого раздражала самостоятельность жены Надежды Аллилуевой, роль первой женщины страны потихоньку стала сводиться к хранению домашнего очага. И, хотя еще в начале 30-х годов для высших чинов Кремля и их домочадцев были организованы спецателье, традиция высокой политической моды обошла их стороной. По иронии судьбы первой задуматься об этом пришлось жене Никиты Хрущева Нине Петровне перед поездкой в Америку. И, отправляясь за океан, эта не видевшая заграничной жизни простая деревенская женщина подготовилась к международному визиту по своему разумению. Она специально нашила наряды у знаменитой в то время московской портнихи и свояченицы Нины Гупало (ее сын Алексей Аджубей был женат на дочери Хрущевых Раде). Нина Гупало, к слову, одевала и дочь Сталина Светлану, и жену Берия Нину, и даже знаменитую актрису Марину Ладынину, которая отличалась безупречным вкусом. Чего не скажешь о Нине Хрущевой. Безжалостные фотоснимки кричат о том, как неуклюже в своих цветочных «туалетах» без всякой прически смотрелась эта грузная женщина на фоне блистательной Жаклин Кеннеди. Можно, конечно, сказать, что Нине Хрущевой просто не повезло, что ее визави стала самая прекрасная первая леди США. Но факт остается фактом.


// Комсомольская правда

Автор: admins
прочитано: 984 раз
комментариев: 0
КОММЕНТИРОВАТЬ
Имя:
Email:
Текст сообщения: *
Код:   Введите код на картинке: * :
Поля обозначенные * обязательны для заполнения!
Статьи добавить

Разместить свою новость, может только зарегистрированный пользователь, войдите в личный кабинет и добавьте статью или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

Есть ли у Вас сайт?
  Результаты