Как наводят чары и отводят глаза?

25.12.2008 16:29
Последние несколько лет психологи и иллюзионисты совместно формируют новую науку, которую можно назвать "иллюзионологией", отмечает журнал The New Scientist. Как подчеркивает журналист Девин Пауэлл, способы манипуляции человеческим сознанием, используемые артистами, позволяют проникнуть в тайны человеческого мышления.

Психолог Густав Кун из Дархемского университета советует взять за отправную точку классификацию фокусов, используемую самими артистами. Это три категории: отвлечение внимания, иллюзия и принуждение, отмечает издание.

"Механизм отвлечения основан на том факте, что способность мозга к сосредоточению крайне ограничена", - пишет автор. Сусана Мартинес-Конде из Нейрологического института Барроу (Аризона) пытается разгадать секреты воров-карманников, сотрудничая с бывшим преступником, а ныне фокусником Аполло Роббинсом. "Наставники-воры обучили Роббинса двум типам жестов: медленные круговые движения пальцами привлекают и удерживают внимание жертвы, а быстрые взмахи по прямой линии заставляют потерпевшего моментально перевести взгляд на другую точку. Как это работает, науке неизвестно", - сообщает журнал.

Еще один механизм, непостижимый для исследователей, использует фокусник Джон Томпсон. Он попросту шутит. "Когда люди смеются, время останавливается", - пояснил он изданию.

Второе подспорье фокусника: иллюзии, особенно психологические. "Мозг не воспринимает реальность во всей ее целостности, а делает обрывочные кадры, домысливая остальное", - отмечает автор. Когда фокусник несколько раз подбрасывает шарик по-настоящему, а затем прячет в руке, но воображаемый шарик по-прежнему провожает взглядом, возникает иллюзия исчезновения. Кун выяснил, что при реальном подбрасывании шарика зрители следят за ним, а при обманном - смотрят прямо в глаза фокуснику. Разгадка в том, что информация с сетчатки поступает в мозг с задержкой примерно 100 миллисекунд, и потому сознание формирует зрительный образ прогнозируемой реальности, опираясь на косвенные индикаторы типа направления взгляда фокусника, поясняет издание.

Третий метод - принуждение - это искусство создать у "жертвы" иллюзию свободного волеизъявления: например, толкнуть ее к выбору заданной карты в колоде. Это средство изучает психолог из Университета Британской Колумбии Рон Ренсинк в сотрудничестве с фокусником Алимом Амлани. Они научились принуждать 70-80% испытуемых к выбору заданной карты, тасуя у них на глазах подставную колоду: 10 карт в ней одинаковые. Другая уловка, используемая для принуждения, - внедрение ложных воспоминаний, когда фокусник в выгодной ему манере описывает то, что только что сделал.

"Ученые много лет заново изобретают колеса, известные фокусникам издавна", - сказала Мартинес-Конде, резюмируя выводы из сотрудничества с иллюзионистами.


Источник: New Scientist
Автор: admins
прочитано: 1982 раз
комментариев: 0
КОММЕНТИРОВАТЬ
Имя:
Email:
Текст сообщения: *
Код:   Введите код на картинке: * :
Поля обозначенные * обязательны для заполнения!
Статьи добавить

Разместить свою новость, может только зарегистрированный пользователь, войдите в личный кабинет и добавьте статью или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

Есть ли у Вас сайт?
  Результаты