РАЗРАБОТАН ИГРОВОЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ УСКОРЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

20.06.2013 18:51
РАЗРАБОТАН ИГРОВОЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ УСКОРЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ  НАВЫКОВ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИРазработан тренажер, реализующий принцип игрового биоуправления для ускоренного освоения приемов формирования стрессоустойчивости

Чаусовский Григорий Александрович, доцент Запорожского национального университета

Известно, что стресс негативно влияет на иммунную резистентность, повышает восприимчивость к болезням, увеличивает риск возникновения серьезных проблем со здоровьем, способствует преждевременному старению организма человека.
Экспериментально подтверждено (Бенгтсон С., 2013),что стресс способствует ухудшению памяти и повышению риска развития болезни Альцгеймера, негативно влияет на функционирование сердечнососудистой системы ( Моук Дж.,2013), обусловливает увеличение риска смерти от различных заболеваний (Русса Т., 2012), формирование дисгормональных нарушений репродуктивного здоровья (Бурлака Е., 2007).
Новизной разработанного тренажера является применение принципа инструментального игрового биоуправления для ускоренного освоения приемов волевого управления дыханием и аромакоррекции психоэмоционального состояния в целях повышения эффективности формирования стрессоустойчивости.
Конструктивное оформление разработки реализовано (см.фото) в виде объемной фигурки кота с нежным выражением мордочки и выразительными глазами, в которых появляются яркие зеленые огоньки синхронно с тактом «выдоха» пользователя. Это достигается с помощью сенсора диафрагмального дыхания пользователя, который одновременно с включением светодиодных излучателей, формирующих респираторно-синхронизированную подсветку глаз кота, включает:
-ультразвуковой распылитель эфирного масла с антистрессовым эффектом (динамичное облачко распыляемого эфирного масла выпускается через ротовое отверстие фигурки кота);
-устройство звукового воспроизведения предварительно записанных аффирмаций – формул самовнушения антистрессовой смысловой направленности на фоне звучания релаксационной музыки (громкость музыки автоматически увеличивается на такте «вдоха» пользователя и уменьшается на такте выдоха»).
Техническое решение разработки обеспечивает тренинг по освоению навыков антистрессового диафрагмально-релаксационного типа дыхания в биоуправляемо- игровой форме. Каждый такт «выдоха» пользователя сопровождается синхронным «появлением ярких зеленых огоньков в глазах фигурки кота и выдуванием ним облачка эфирного масла» на фоне респираторно – синхронизированного звучания релаксационной музыки и антистрессовых аффирмаций. Визуализация нежного выражения мордочки и шкодливых глаз объемной фигуры кота, «оживающих» на такте удлиненного выдоха пользователя, вносит дополнительную эмоциональную антистрессовую компоненту в процесс тренинга по формированию стрессоустойчивости. При этом реализуется принцип биологической обратной связи – отражение ритма дыхания в «физиологическом зеркале» визуальных, акустических и обонятельных стимулов, что создает предпосылки для ускоренного общедоступного освоения приемов антистрессового дафрагмально-релаксационного дыхания на фоне респираторно - синхронизированного целенаправленного аромавоздействия.
Известно, что освоение приемов диафрагмального типа дыхания создает предпосылки для эффективного самоуправления стрессом, т.к. именно этот тип дыхания способствует дистанцированию от стрессогенных ситуаций, инициированию антистрессовых физиологических откликов, обусловленных стимуляцией окончаний блуждающего нерва, что сопровождается запуском механизма активации парасимпатического звена вегетативной регуляции и формированию вегетативного баланса.
Респираторно-синхронизированная аромакорреция психоэмоционального состояния (генерирование фигуркой кота облачка распыляемого эфирного масла синхронно с тактами дыхания пользователя и создание возможности визуализации этого процесса ) расширяет возможности повышения эффективности формирования стрессоустойчивости. Это обусловлено тем, что в процессе тренинга по освоению навыков стрессоустойчивости создается возможность формирования ароматического психологического якоря достигаемых результатов самоуправления стрессом..
Вдыхание пользователем паров эфирного масла в реальных условиях развития стрессовой ситуации, что достигается использованием носимого на пальце кольца с пористым аппликатором, пропитанным эфирным маслом с антистрессовым эффектом, например, эфирным маслом кедра, лаванды, герани или жасмина (Чаусовский Г., 2009), обеспечивает по принципу условно-рефлекторной ассоциации «вызов» из памяти сформированных в процессе тренинга навыков самоуправления стрессом :
-переход на антистресссовый диафрагмально-релаксационный тип дыхания;
-мысленное воспроизведение аффирмаций антистрессовой смысловой направленности;
Характерно, что положенный в основу разработки принцип игрового биоуправления для тренинга по освоению навыков самоформирования стрессоустойчивости способствует активации мотивации его систематического осуществления, как взрослыми, так и детьми, что весьма актуально для повышения эффективности методов коррекции и лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Таким образом, разработанный тренажер расширяет возможности повышения эффективности освоения навыков самоформирования стрессоустойчивости путем сочетанного использования следующих приемов:
-игрового биоуправления;
- аутосуггестии;
-волевого управления дыханием;
-аромакоррекции психоэмоционального состояния;
-формирования психологического якоря – аромастимула, предъявление которого на ранних стадиях развития стресса позволяет своевременно использовать освоенные навыки самоуправления стрессом для минимизации его негативного влияния на интегральные показатели здоровья человека.
Это имеет существенное медико-социальное значение, т.к. по данным ВОЗ, около 70% заболеваний связано с эмоциональным стрессом, который неизбежно приводит к снижению работоспособности и ухудшению качества жизни.


Автор: 645866
Поделиться:
прочитано: 1956 раз
комментариев: 0
КОММЕНТИРОВАТЬ
Имя:
Email:
Текст сообщения: *
Код:   Введите код на картинке: * :
Поля обозначенные * обязательны для заполнения!
Статьи добавить

Если Вы хотите разместить свою статью, пожалуйста, зарегистрируйтесь, после чего войдите в личный кабинет и добавьте статью

Если Вам понравилась статья, проголосуйте за нее

Есть ли у Вас сайт?
  Результаты